«Газпром трансгаз Уфа» и УГНТУ организовали круглый стол «Интеграционные подходы высшей школы и бизнеса в подготовке профессиональных кадров: пути развития образования в контексте Послания Президента России». Он состоялся 24 мая в рамках деловой программы форума «Газ. Нефть. Технологии 2023» на ВДНХ-Экспо.
Было предложено рассмотреть новые задачи образовательных программ (бакалавриат и магистратура) в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли, роли партнерства производства и образовательных учреждений, а также перспективы развития проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации.
В конгресс-зале собрались люди, напрямую заинтересованные в решении этих вопросов: руководители производственных предприятий, специалисты по управлению персоналом, университетских консорциумов, специалисты по подготовке кадров, научное сообщество.
Олег Баулин, ректор УГНТУ, почетный работник сферы образования РФ, поприветствовал присутствующих и обозначил цель конференции: «Говорить о важности рассматриваемых вопросов не приходится – в последние несколько десятилетий система образования и требования к ней очень изменились. Но самое главное – изменились требования к качеству выпускников. Промышленность и производство за это время сделали значительный скачок, и поэтому необходимо, чтобы выпускались специалисты, полезные для общества, для экономики и предприятий».
Со вступительным словом выступил Андрей Фролков, заместитель начальника управления 715/9 Департамента 715 ПАО «Газпром» (г. Санкт-Петербург). Он рассказал о заинтересованности предприятия в качественном образовании сотрудников. Газпром тесно работает с 18 нефтегазовыми вузами России, проводит масштабную профориентационную работу со школьниками, слеты учащихся «Газпром-классов», студенческие олимпиады. Результат совместных с вузами-партнерами исследовательских и конструкторских работ успешно применяется на объектах «Газпрома». Около 10 тысяч работников прошли переподготовку с повышением квалификации в вузах-партнерах на базе предприятий «Газпрома», в прошлом году организовано 200 стажировок преподавательского состава. 1200 человек в составе студенческих отрядов работали на производственных объектах фирмы.
Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской республики, член рабочей группы азербайджано-российских межпарламентских связей Сабир Гаджиев от имени Парламента Азербайджана пожелал участникам круглого стола успехов и новых импульсов для развития науки и образования.
Рустем Ахмадинуров, заместитель председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан зачитал выдержки из приветственного письма председателя Курултая Константина Толкачева.
О новых задачах в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли и роли партнерства производства и образовательных учреждений в контексте Послания Президента РФ Федеральному Собранию рассказал Шамиль Шарипов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа». Он отметил, что важнейшим показателем уровня устойчивости и безопасности страны является качество человеческого капитала. Процессы, которые идут в этой сфере, настораживают. Число молодых работников до 35 лет достигло исторического минимума, сократившись в 2022 году еще на 1,2 миллиона человек. Наиболее заметное снижение наблюдается в категории 25-29 лет – то есть среди молодых специалистов, которые уже успели приобрести профессиональный опыт, и при этом обладают высокой трудовой мобильностью. Добавим к этому демографическое старение населения и рост миграции – налицо дефицит кадров, и он формировался годами. Это отрицательно сказывается на темпах развития экономики. Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию поставил задачу восполнения человеческого капитала нации и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны.
«Стране нужны работники, нацеленные на технологические инновации, высоко мотивированные и патриотически настроенные. Речь должна идти не только о возрождении передовой советской инженерной школы, но и об активном использовании возможностей искусственного интеллекта, нейросистем, нейросетей, свидетелями бурного роста которых мы являемся», – подчеркнул Шамиль Шарипов.
Доклад «Формирование образовательного стандарта четвертого поколения подготовки кадров для ТЭК: ответы на формирование новой парадигмы образования в Российской Федерации» представил Андрей Душин, начальник учебно-методического управления Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина (Москва).
В нем были рассмотрены новые образовательные парадигмы – замена бакалавриата на базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет, выделение аспирантуры в самостоятельный уровень профессионального образования. Для этого ведется работа над новым федеральным образовательным стандартом.
Трансформации требований предприятий нефтегазовой отрасли к образованию специалистов в условиях глобальной цифровизации посвятил выступление Ринат Фролов, начальник Управления технологического развития ООО «Газпромнефть – Цифровые решения» (г. Санкт-Петербург). Он говорил о том, что скоро граница между производством и IT-технологиями исчезнет полностью, потому что они уже сейчас дают наибольший эффект. Нужны специалисты, не только владеющие оборудованием, но и умеющие сочетать эти знания с цифровыми технологиями, чтобы они не следовали шаблонным решениям, а придумывали новое.
В онлайн-формате выступил Дмитрий Пономарев, заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Газпром переработка» (г. Санкт-Петербург). Он рассказал о подходах к формированию профессиональных компетенций технологов группы «Газпром переработка».
Проректор по учебной работе Казанского национального исследовательского технологического университета Дильбар Султанова выступила с докладом «Опыт решения задач производственного сектора с привлечением передовых инженерных школ на примере КНИТУ и ООО «Газпром трансгаз Казань». В этом учебном заведении для компании «Газпром» реализуются семь магистерских программ. И огромное значение имеет прохождение практики на предприятиях-партнерах. Большинство выпускников впоследствии там и трудоустраивается. Для того, чтобы обновить содержание основных образовательных программ, в том числе IT, была усовершенствована система прохождения стажировок.
Сергей Суслов, директор «Газпром колледжа Волгоград им. И.А. Матлашова» приехал с докладом «Решение задачи повышения квалификации специалистов рабочих профессий в Послании Президента России: опыт работы ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова». С 2014 года по инициативе «Газпрома» на базе колледжа был создан образовательно-производственный кластер. Производственная практика студентов колледжа проходит на 40 дочерних организациях ПАО «Газпром». Это позволяет учащемуся выполнить и курсовые, и дипломные проекты и приобрести профессиональные знания. Большой процент студентов после практики принимают на работу. Проблемой является то, что возраста совершеннолетия, позволяющего работать на производстве, студенты колледжа достигают только к четвертому курсу, а значит, возможности пополнения практических знаний у них ограничены.
Андрей Медведев, директор Института дополнительного и дистанционного образования Тюменского индустриального университета, рассказал о перспективах развития проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации в контексте Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Основная задача «Профессионалитета» – приблизить подготовку кадров к потребностям отрасли. Масштаб работ в 2023 году значительно вырастет: уже сформирован 121 образовательный кластер в 15 отраслях. Участниками проекта в этом году станут 350 тысяч студентов. На его реализацию выделено 7 млрд рублей из госбюджета и более 1,7 млрд рублей со стороны предприятий.
О требованиях к подготовке специалистов для решения новых задач газовой отрасли России говорила Александра Антипова, начальник отдела кадров и трудовых отношений ООО «Газпром добыча Оренбург». Эффективность развития нефтегазовой отрасли определяется наличием у работника компетенций, соответствующих времени, которые меняются каждые три года, а у IT-специалистов даже чаще. Это возможно только при непрерывном обучении в течение всей жизни, регулярном повышении квалификации по заранее разработанным образовательным программам, использовании деловых игр и тренингов при тесном взаимодействии предприятий и учебных заведений.
Завершило круглый стол выступление Ирины Бурениной, директора АНО «Управляющая компания научно-образовательного центра Республики Башкортостан», на тему «Формирование компетенций у научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ передовых инженерных школ». Еще три года назад в республике было запущено огромное количество образовательных проектов – это и научные центры мирового уровня, и передовые инженерные школы, и кампусы – и во всех проектах обязательное условие участия – наличие индустриальных партнеров. Это значит, что надо готовить учеников по тем требованиям, которые диктуют предприятия.
«Реализация задач передовых инженерных школ как в части подготовки высококвалифицированных кадров, так и в части создания научных и инновационных продуктов возможна только в том случае, когда сформирована команда профессионалов международного уровня. Научно-педагогические работники должны сами овладеть навыками создания передовых инженерных решений, что предполагает не только погружение в практику через программы долгосрочных стажировок у индустриальных партнеров, но и проведение исследований в междисциплинарных командах. Большое внимание сегодня уделяется также формированию, так называемых, гибких навыков преподавателей, таких как стратегическое мышление, лидерство, управление проектами и другие.
В свою очередь, Центр развития компетенций Евразийского НОЦ мирового уровня разрабатывает и реализует программы повышения квалификации и стажировок для команд молодых исследователей, инженеров-практиков – участников технологических проектов НОЦ с участием передовых университетов России, таких как Сколтех, Высшая школы экономики, Томский политехнический университет, ИТМО, Тюменский государственный университет.»
Было предложено рассмотреть новые задачи образовательных программ (бакалавриат и магистратура) в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли, роли партнерства производства и образовательных учреждений, а также перспективы развития проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации.
В конгресс-зале собрались люди, напрямую заинтересованные в решении этих вопросов: руководители производственных предприятий, специалисты по управлению персоналом, университетских консорциумов, специалисты по подготовке кадров, научное сообщество.
Олег Баулин, ректор УГНТУ, почетный работник сферы образования РФ, поприветствовал присутствующих и обозначил цель конференции: «Говорить о важности рассматриваемых вопросов не приходится – в последние несколько десятилетий система образования и требования к ней очень изменились. Но самое главное – изменились требования к качеству выпускников. Промышленность и производство за это время сделали значительный скачок, и поэтому необходимо, чтобы выпускались специалисты, полезные для общества, для экономики и предприятий».
Со вступительным словом выступил Андрей Фролков, заместитель начальника управления 715/9 Департамента 715 ПАО «Газпром» (г. Санкт-Петербург). Он рассказал о заинтересованности предприятия в качественном образовании сотрудников. Газпром тесно работает с 18 нефтегазовыми вузами России, проводит масштабную профориентационную работу со школьниками, слеты учащихся «Газпром-классов», студенческие олимпиады. Результат совместных с вузами-партнерами исследовательских и конструкторских работ успешно применяется на объектах «Газпрома». Около 10 тысяч работников прошли переподготовку с повышением квалификации в вузах-партнерах на базе предприятий «Газпрома», в прошлом году организовано 200 стажировок преподавательского состава. 1200 человек в составе студенческих отрядов работали на производственных объектах фирмы.
Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской республики, член рабочей группы азербайджано-российских межпарламентских связей Сабир Гаджиев от имени Парламента Азербайджана пожелал участникам круглого стола успехов и новых импульсов для развития науки и образования.
Рустем Ахмадинуров, заместитель председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан зачитал выдержки из приветственного письма председателя Курултая Константина Толкачева.
О новых задачах в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли и роли партнерства производства и образовательных учреждений в контексте Послания Президента РФ Федеральному Собранию рассказал Шамиль Шарипов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа». Он отметил, что важнейшим показателем уровня устойчивости и безопасности страны является качество человеческого капитала. Процессы, которые идут в этой сфере, настораживают. Число молодых работников до 35 лет достигло исторического минимума, сократившись в 2022 году еще на 1,2 миллиона человек. Наиболее заметное снижение наблюдается в категории 25-29 лет – то есть среди молодых специалистов, которые уже успели приобрести профессиональный опыт, и при этом обладают высокой трудовой мобильностью. Добавим к этому демографическое старение населения и рост миграции – налицо дефицит кадров, и он формировался годами. Это отрицательно сказывается на темпах развития экономики. Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию поставил задачу восполнения человеческого капитала нации и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны.
«Стране нужны работники, нацеленные на технологические инновации, высоко мотивированные и патриотически настроенные. Речь должна идти не только о возрождении передовой советской инженерной школы, но и об активном использовании возможностей искусственного интеллекта, нейросистем, нейросетей, свидетелями бурного роста которых мы являемся», – подчеркнул Шамиль Шарипов.
Доклад «Формирование образовательного стандарта четвертого поколения подготовки кадров для ТЭК: ответы на формирование новой парадигмы образования в Российской Федерации» представил Андрей Душин, начальник учебно-методического управления Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина (Москва).
В нем были рассмотрены новые образовательные парадигмы – замена бакалавриата на базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет, выделение аспирантуры в самостоятельный уровень профессионального образования. Для этого ведется работа над новым федеральным образовательным стандартом.
Трансформации требований предприятий нефтегазовой отрасли к образованию специалистов в условиях глобальной цифровизации посвятил выступление Ринат Фролов, начальник Управления технологического развития ООО «Газпромнефть – Цифровые решения» (г. Санкт-Петербург). Он говорил о том, что скоро граница между производством и IT-технологиями исчезнет полностью, потому что они уже сейчас дают наибольший эффект. Нужны специалисты, не только владеющие оборудованием, но и умеющие сочетать эти знания с цифровыми технологиями, чтобы они не следовали шаблонным решениям, а придумывали новое.
В онлайн-формате выступил Дмитрий Пономарев, заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Газпром переработка» (г. Санкт-Петербург). Он рассказал о подходах к формированию профессиональных компетенций технологов группы «Газпром переработка».
Проректор по учебной работе Казанского национального исследовательского технологического университета Дильбар Султанова выступила с докладом «Опыт решения задач производственного сектора с привлечением передовых инженерных школ на примере КНИТУ и ООО «Газпром трансгаз Казань». В этом учебном заведении для компании «Газпром» реализуются семь магистерских программ. И огромное значение имеет прохождение практики на предприятиях-партнерах. Большинство выпускников впоследствии там и трудоустраивается. Для того, чтобы обновить содержание основных образовательных программ, в том числе IT, была усовершенствована система прохождения стажировок.
Сергей Суслов, директор «Газпром колледжа Волгоград им. И.А. Матлашова» приехал с докладом «Решение задачи повышения квалификации специалистов рабочих профессий в Послании Президента России: опыт работы ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова». С 2014 года по инициативе «Газпрома» на базе колледжа был создан образовательно-производственный кластер. Производственная практика студентов колледжа проходит на 40 дочерних организациях ПАО «Газпром». Это позволяет учащемуся выполнить и курсовые, и дипломные проекты и приобрести профессиональные знания. Большой процент студентов после практики принимают на работу. Проблемой является то, что возраста совершеннолетия, позволяющего работать на производстве, студенты колледжа достигают только к четвертому курсу, а значит, возможности пополнения практических знаний у них ограничены.
Андрей Медведев, директор Института дополнительного и дистанционного образования Тюменского индустриального университета, рассказал о перспективах развития проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации в контексте Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Основная задача «Профессионалитета» – приблизить подготовку кадров к потребностям отрасли. Масштаб работ в 2023 году значительно вырастет: уже сформирован 121 образовательный кластер в 15 отраслях. Участниками проекта в этом году станут 350 тысяч студентов. На его реализацию выделено 7 млрд рублей из госбюджета и более 1,7 млрд рублей со стороны предприятий.
О требованиях к подготовке специалистов для решения новых задач газовой отрасли России говорила Александра Антипова, начальник отдела кадров и трудовых отношений ООО «Газпром добыча Оренбург». Эффективность развития нефтегазовой отрасли определяется наличием у работника компетенций, соответствующих времени, которые меняются каждые три года, а у IT-специалистов даже чаще. Это возможно только при непрерывном обучении в течение всей жизни, регулярном повышении квалификации по заранее разработанным образовательным программам, использовании деловых игр и тренингов при тесном взаимодействии предприятий и учебных заведений.
Завершило круглый стол выступление Ирины Бурениной, директора АНО «Управляющая компания научно-образовательного центра Республики Башкортостан», на тему «Формирование компетенций у научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ передовых инженерных школ». Еще три года назад в республике было запущено огромное количество образовательных проектов – это и научные центры мирового уровня, и передовые инженерные школы, и кампусы – и во всех проектах обязательное условие участия – наличие индустриальных партнеров. Это значит, что надо готовить учеников по тем требованиям, которые диктуют предприятия.
«Реализация задач передовых инженерных школ как в части подготовки высококвалифицированных кадров, так и в части создания научных и инновационных продуктов возможна только в том случае, когда сформирована команда профессионалов международного уровня. Научно-педагогические работники должны сами овладеть навыками создания передовых инженерных решений, что предполагает не только погружение в практику через программы долгосрочных стажировок у индустриальных партнеров, но и проведение исследований в междисциплинарных командах. Большое внимание сегодня уделяется также формированию, так называемых, гибких навыков преподавателей, таких как стратегическое мышление, лидерство, управление проектами и другие.
В свою очередь, Центр развития компетенций Евразийского НОЦ мирового уровня разрабатывает и реализует программы повышения квалификации и стажировок для команд молодых исследователей, инженеров-практиков – участников технологических проектов НОЦ с участием передовых университетов России, таких как Сколтех, Высшая школы экономики, Томский политехнический университет, ИТМО, Тюменский государственный университет.»