Top.Mail.Ru
Новости

Лаборатория Евразийского НОЦ предложила РЖД инновационную разработку для борьбы с деформацией путей

Главные новости Новости участников
Первые практические результаты показывает одна из молодежных лабораторий, созданная при поддержке Евразийского НОЦ. Это наглядный пример того, как фундаментальные знания работают на конкретные нужды промышленности. Яркий пример — новый совместный проект двух наших лабораторий для РЖД. Речь идет о проблеме так называемых «всплесков» на железнодорожных путях, где балластный слой из щебня теряет свою сыпучесть. Под давлением и вибрацией от проходящих поездов щебень слипается и начинает двигаться монолитным пластом, что приводит к деформации путей и влечет за собой серьезные экономические издержки.

Для решения этой проблемы на базе Башкирского государственного педагогического университета объединили усилия молодежная лаборатория «Прикладная физика и технологии наносенсорики» под руководством Рамиса Каримова и научная лаборатория «Биотехнология живых систем», располагающаяся в Межвузовском кампусе Евразийского НОЦ, под руководством Эльзы Халитовой.
— Во время командировки в Самару мы познакомились с сотрудниками Самарского университета путей сообщения. Они рассказали нам о такой проблеме, как «всплески», когда щебень, используемый в РЖД дорогах, теряет свои свойства. Это позволило нам совместно с лабораторией нанотехнологий сразу же предложить вариант решения, и мы уже приступили к исследованиям, - отметила Эльза Халитова.

Сейчас ученые анализируют состав образцов щебня, чтобы понять причину их «слипания». Следующим шагом станет разработка специальных гидрофобных растворов, которые предотвратят адгезию частиц под давлением и вибрацией, сохранив подвижность балластного слоя.

Это наглядный пример того, как лаборатории, созданные при поддержке Евразийского НОЦ, не просто ведут исследования, а уже демонстрируют реальный отклик на запросы крупнейших промышленных компаний, переводя фундаментальную науку в практическую плоскость.