Новости

Уникальная отечественная разработка внедрена в тепловую схему ТЭЦ Башкирской генерирующей компании

     Председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Антон Ищенко ознакомился с опытом внедрения уникальной отечественной разработки — паровинтовой машины малой мощности в тепловую схему ТЭЦ ООО «БГК».
Паровинтовая машина (ПВМ) позволяет вырабатывать электроэнергию за счёт использования избыточной энергии ранее дросселируемого пара давлением 16 ата и 21 ата без дополнительных топливных затрат и вредных выбросов. Первая такая установка мощностью 1,4 МВт была введена в эксплуатацию в 2007 году на Уфимской ТЭЦ-4.
     За время эксплуатации она полностью себя оправдала: при объёме вложений в реализацию проекта 14,5 млн. рублей полученная на сегодня экономия средств на покупку электроэнергии на собственные нужды станции составила 38,8 млн. рублей.
В настоящее время идёт монтаж паровинтовой машины на Уфимской ТЭЦ-3.      Паровинтовая машина займёт место в машинном зале ТЭЦ на месте демонтированного питательного насоса. Она позволит эффективно преобразовывать энергию пара 21 атапри его срабатывании до 6 атав электроэнергиюмощностью не менее 1,25 МВт, которая будет использоватьсяв схеме собственных нужд ТЭЦ.
     Оба проекта — плод совместной опытно-конструкторской деятельности участников Евразийского НОЦ: при непосредственном участии УГАТУ и УГНТУ, сотрудников ООО «БГК» и ООО «ВМ-энергия» (г.Уфа), имеющего значительный опыт внедренческих работ на предприятиях Башкортостана.
     Паровинтовая машина интересна для энергетиков прежде всего в качестве вспомогательной установки для полезного использования безвозвратных потерь энергии пара при его дросселировании в редукционных установках. При этом ПВМ имеет ряд преимуществ по сравнению с паровой турбиной: она гораздо дешевле паровой турбины, проста в эксплуатации и обслуживании, имеет небольшие размеры, отличается высоким ресурсом работы, эксплуатационной надёжностью и безопасностью. В результате станция получает дешёвую электроэнергию для снижения её расхода на собственные нужды. Также работа ПВМ позволяет снизить показатель удельного расхода условного топлива на отпуск электроэнергии.
     «В перспективе мы видим внедрение таких технологий не только здесь, в Башкортостане, но и по всей стране. Это может иметь глобальный эффект, потому что такие системы позволяют экономить электроэнергию или вырабатывать дополнительную электроэнергию за счёт энергии пара, срабатываемой в ПВМ вместо его дросселирования в редукционных установках. На этом примере мы видим подтверждение того, что сегодня инновационные решения наших изобретателей, конструкторов и инженеров могут успешно внедряться на крупных промышленных предприятиях», — отметил Антон Ищенко.
     Антон Ищенко также обсудил вопросы взаимодействия изобретателей и энергетиков с генеральным директором ООО «БГК» Виктором Лариошкиным. Стороны договорились о проработке и реализации в будущем новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на базе объектов башкирской генерации.
     «Рационализаторство и творческая мысль всегда сопровождают труд энергетиков Башкирской генерирующей компании, что мы всячески поддерживаем и поощряем. Один из ярких примеров — внедрение паровинтовой машины в тепловую схему ТЭЦ. Проект не только показал свою эффективность на примере одной конкретной станции, а получил право на тиражирование в отрасли. Мы с радостью делимся своим опытом с коллегами, открыты для сотрудничества и совместной работы над новыми прорывными проектами», — прокомментировал итоги встречи генеральный директор ООО «БГК» Виктор Лариошкин.
     СПРАВКА
     ПВМ содержит ведущий и ведомый роторы, расположенные в корпусе на опорах. Корпус имеет патрубки входа и выхода вблизи концов роторов. Роторы выполнены в виде шнеков с противоположным направлением винтовых поверхностей. При работе ПВМ пар поступает через патрубок подвода и, проходя вдоль шнеков, одновременно вращая их, выходит через патрубок отвода. При этом он расширяется в каналах, образованных роторами и корпусом. Мощность ПВМ регулируется изменением расхода пара. Выходной вал ведущего ротора соединяется посредством муфты с валом электрогенератора или другого оборудования. Так происходит преобразование энергии пара в механическую энергию, которая, в свою очередь, вращая электрогенератор, превращается в электроэнергию.