Новости

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

Главные новости ЦРК Десятилетие науки и технологий
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Слушателями стали преподаватели ведущих вузов республики, включая Уфимский университет науки и технологий, Башкирский государственный медицинский университет и Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

Программа открылась лекцией научного руководителя Центра непрерывного образования Евгения Соколова на тему «Введение в машинное обучение и искусственный интеллект».

На каждом из трех направлений обучения участники знакомились с особенностями применения искусственного интеллекта в своих научных областях. В рамках гуманитарного трека они изучали методы сбора и предобработки данных, создание чат-ботов, анализ данных, а также особенности применения ИИ в образовании и других профессиональных сферах. Лекции и практические занятия проводили преподаватели ФКН НИУ ВШЭ Мария Горденко, Елена Кантонистова, Иоанн Довгополый. Они делились практическим опытом по работе с генеративными моделями и разработке чат-ботов.

Естественно-научное направление охватывало темы анализа и визуализации данных, интеграции ИИ-технологий в инженерные разработки, а также применения инструментов ИИ в биоинформатике и физике. Особое внимание на лекциях и мастер-классах преподаватели Евгений Паточенко, Иоанн Довгополый, Елена Кантонистова, Денис Деркач и Андрей Боревский уделили практике применения методов машинного обучения и работе с цифровыми двойниками.

Техническое направление программы включало в себя погружение в глубинное обучение и нейронные сети, применение методов компьютерного зрения, а также изучение аспектов интеграции ИИ в физику и инженерные науки. Преподаватели Евгений Паточенко, Денис Деркач и Андрей Боревский познакомили слушателей с основами управления ИИ-проектами и рассказали о генеративных моделях и промпт-инжиниринге.

Для каждого направления Александр Тараканов, доцент департамента больших данных и информационного поиска ФКН, провел занятия, ориентированные на знакомство с возможностями применения искусственного интеллекта в профессиональной сфере. В заключительный день обучения Дарья Касьяненко, эксперт Центра непрерывного образования, провела общий цикл лекций, посвященных обзору генеративных моделей и промпт-инжинирингу, этическим и регуляторным аспектам применения ИИ.

Кроме того, 12 ноября в Уфимском федеральном исследовательском центре Российской академии наук прошел круглый стол, на котором обсуждались перспективы сотрудничества в области искусственного интеллекта и образовательных технологий. Участники со стороны НИУ ВШЭ, включая Евгения Соколова, Андрея Боревского, директора Центра поддержки цифрового обучения Марию Лытаеву, Александра Тараканова и Дениса Деркача, представляли направления своей деятельности и обсуждали возможности для дальнейшего взаимодействия с коллегами из научных институтов Башкортостана. Особое внимание уделили вопросам переноса решений ИИ от фундаментальных исследований к индустрии, а также возможностям сетевого сотрудничества в образовании.

Евгений Соколов также выступил на местном радио, где отметил значимость обучения специалистов и преподавателей навыкам работы с ИИ, подчеркнув важность развития компетенций в области машинного обучения и искусственного интеллекта для научных исследований региона.

Искусственный интеллект никогда не заменит человека, но тот, кто умеет использовать его грамотно и по назначению, получит значительное преимущество в научных исследованиях и профессиональной деятельности. Именно такой подход Центр непрерывного образования прививал в рамках обучения на программе повышения квалификации.

«Такие программы обучения необходимы в первую очередь для того, чтобы люди поняли, что ИИ — это не панацея, а вполне конкретный инструмент, который обладает огромным количеством недостатков, — говорит Евгений Соколов. — Часто, когда мы начинаем такого рода обучение, я слышу, что сейчас мы в этот ИИ сгрузим все, что знаем, и он нам стратегию на сто лет выдаст. Но, конечно, это так не работает. Он умеет решать только конкретные узкие задачи. Здесь как раз важно в это дело вникать, чтобы понимать, что за нами еще многое: мы должны придумывать, как все улучшать, как правильно все выстраивать. Важно понимать, где научная фантастика, а где реальность».

Технологии искусственного интеллекта активно внедряются в научные исследования, открывая новые возможности для анализа данных и моделирования, подчеркнула директор управляющей компании НОЦ РБ Наталия Латыпова. «Для максимального использования потенциала искусственного интеллекта учеными и преподавателями Евразийского НОЦ в своих научных исследованиях было принято решение провести обучение профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников применению искусственного интеллекта, — рассказала она. — ВШЭ демонстрирует систематический и успешный подход к развитию ИИ, объединяя образовательные, исследовательские и инновационные активности. Благодаря взаимодействию ВШЭ с университетами Евразийского НОЦ мы планируем реализацию образовательных и научных проектов».

«Усиление навыков и компетенций в области работы с искусственным интеллектом — важный шаг в развитии научных исследований и образовательных технологий Башкортостана, — отметила Наталия Черепенникова, начальник отдела корпоративного и онлайн-обучения Центра непрерывного образования ФКН. — Программа также открыла новые горизонты возможностей для междисциплинарных проектов и дальнейшего сотрудничества между НИУ ВШЭ и университетами Евразийского НОЦ».

Программа повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» стала шагом на пути к развитию образовательных и научных компетенций преподавателей и исследователей Башкортостана, способствовала обмену знаниями и заложила фундамент для формирования новых партнерств в области ИИ.