«Мероприятия по поддержке и развитию экспорта образования зафиксированы и в дорожной карте программы деятельности Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, поддержанного Правительством России. Башкортостан ожидает рост в 2,5 раза количества иностранных обучающихся в образовательных организациях высшего образования к 2024 году – до 10 000 человек» - отметил Руководитель Администрации Главы Башкортостана Александр Сидякин, выступивший модератором дискуссии. Экспорт образования должен стать стратегической ставкой Башкортостана не только в вопросах привлечения талантов в республику,
но и в изменениях в научно-образовательном и инфраструктурном ландшафте.
Александр Сидякин подчеркнул, что сегодня эти вопросы обсуждаются в условиях большого рывка, который происходит в сегменте науки и высшего образования Башкортостана. Потенциал республики высоко оценен на федеральном уровне – поддержана заявка республики на создание научного-центра мирового уровня, а наши ученые стали победителями очередной программы мегагрантов, в рамках которой ведущий специалист в области генетики и мультиомики из Университета Суррея Инга Прокопенко (Великобритания) реализует ряд научных проектов в Институте биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра РАН.
В рамках дискуссии особенно было подчеркнуто, что создание Евразийского научно-образовательного центра позволяет запустить процесс трансформации экономики Башкортостана, которая возможна благодаря значительным изменениям в технологической, институциональной и средовой составляющей региона.
Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня, был создан 1,5 года назад и является, по мнению федеральных властей и экспертов, единственным НОЦ, имеющим ярко выраженную международную направленность. Евразийский вектор развития центра обусловлен не только географическим положением в самом «Сердце Евразии», но и устойчивыми торгово-экономическими и гуманитарными связями с регионами-партнерами, со странами-участницами ШОС и БРИКС. И в этом контексте мы становимся участниками процессов экспорта образования на рынках образовательных услуг указанных стран.
Александр Сидякин в своем вступительном слове рассказал, что на территории республики (по состоянию на 1 октября 2020 года) обучаются
10 379 иногородних студента, из которых 4 523 – студенты из других стран мира (95 стран), преимущественно из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Индии, Египта, Туркменистана и Китая.
Наиболее популярными специальностями, на которых обучаются наши иностранные студенты являются, например, в УГАТУ, направления, связанные с авиастроением, управлением летательными аппаратами, а также роботехникой (техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, системы управления летательными аппаратами, авиастроение, прикладная информатика, прикладная инженерия, мехатроника и роботехника), в УГНТУ иностранцы поступают на специальности, связанные с профильными направлениями университета (нефтегазовое дело, геология, химическая технология, геология нефти и газа, нефтегазовая техника и технологии), в БГМУ студенты обучаются на специальностях по лечебному делу, стоматологии и фармации.«Наши университеты в рамках программы деятельности НОЦ ставят амбициозные цели по привлечению иностранных студентов. К 2024 году в соответствии с программой деятельности Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня в Башкортостане мы должны увеличить количество иностранных студентов до 10 000 человек, что в 2,5 раза превышает показатели 2020 года» - отметил Александр Сидякин В рамках дискуссии эксперты обсудили меры, направленные на повышение привлекательности российского высшего образования, которые включили в себя создание в университетах дополнительных бюджетных мест, увеличение квот для иностранных студентов и их дальнейшее трудоустройство.
Немаловажным, отметили эксперты в рамках дискуссии, является и развитие инфраструктуры образовательных и научных организаций, что подразумевает, в первую очередь реконструкцию студенческих городков: комфортное жилье и развитая, доступная инфраструктура в студгородках играет важную роль при выборе абитуриентом места обучения.
Александр Сидякин рассказал, что крупнейшим инфраструктурным решением при создании научно-образовательного центра станет межвузовский студенческий кампус на 5 тысяч человек, который построят
в Дёмском районе г. Уфы.
В панельной дискуссии по видеоконференцсвязи приняли участие: вице-президент по развитию Сколковского института науки и технологий Александр Сафонов, президент научного центра здоровья им. Нормана Бетьюна Цзилинского университета Ли Фань (КНР), врио ректора Омского государственного технического университета Дмитрий Маевский. Офлайн-участниками выступили – вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова, ректоры Уфимского государственного нефтяного технического университета и Башкирского государственного медицинского университета Олег Баулин и Валентин Павлов.
В своем выступлении вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова отметила активность республики в участии в федеральных конкурсах на лучшие практики и инициативы социально-экономического развития региона и рассказала о мировых практиках применения дистанционного образования и успешных инфраструктурных преобразованиях университетов, отдельно отметив, что в настоящее время лучшими мировыми практиками в развитии инновационной деятельности выступают коллаборации университетов.«Высшее образование – это не только передача информации от лектора к студенту, это прежде всего инновационная деятельность» - сказала Наталья Трунова. Лучшие практики экспорта образования Сколковского института науки и технологий презентовал вице-президент по развитию Александр Сафонов.
На сегодняшний день 20 % от общего числа студентов Сколтеха – это иностранцы, рассказал Александр Сафонов, отметив, тем самым, важность обучения иностранных языков и повышения современных навыков маркетинговых и цифровых компетенций университетов.
Сегодня Сколтех является по сути одной из визитных карточек России на международной научной и образовательной аренах. Это и лучший кампус страны, лучший академический рекрутинг, экспорт образования (высокая доля иностранных студентов), привязка к индустрии, четко сформулированные приоритеты в науке.
Александр Сидякин поделился, что наряду с ведущими университетами и научными организациями республики Сколтех вошел в состав участников Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня.
Лидером экспорта образования в Башкортостане является медицинский университет, в котором обучается свыше двух тысяч иностранных студентов. Об этом рассказал ректор университета Валентин Павлов.
Ректор отметил, что в настоящее время медицинский университет активно внедряет новые формы получения образования и использует новые каналы привлечения студентов, расширяя их географию.
Медуниверситет работает над созданием англоязычной среды – к работе
в БГМУ привлечены профессора, работающие в университетах – партнерах топ-500. Вуз имеет англоязычный сайт и активно присутствует в соцсетях.
В настоящее время обсуждается создание представительства университета и в иностранных государствах.
Отдельно Валентин Павлов отметил вклад иностранных студентов
в борьбу с пандемией COVID-19. В «красной зоне» сейчас работают 107 человек.
Основной страной-партнером медицинского университета выступает Китайская народная республика. БГМУ реализует с китайскими вузами программы академического обмена, проводятся совместные научные исследования, конференции.
Профессор, доктор медицинских наук Ли Фань, президент научного центра здоровья им. Нормана Бетьюна Цзилинского университет рассказала о перспективах научно-образовательного сотрудничества с республикой, о шагах по его развитию и укреплению. Цзилиньский университетом обучает более 70 тысяч студентов из разных стран мира, а тесное сотрудничество с Россией, обусловлено территориальным расположением университета – это на северо-запад Китая, прокомментировала Ли Фань.
Уфимский государственный нефтяной технический университет представил ректор Олег Баулин. Сейчас в вузе обучается 1 422 ребят из 53 стран мира, и это 36 место в России по числу стужентов-иностранцев.
Олег Баулин рассказал, что в текущем году исполнилось 35 лет с начала подготовки иностранных граждан в УГНТУ. Сейчас университете работают 32 иностранных преподавателя и реализуется программа двух дипломов с вузами Китая, Финляндии, Австрии, Казахстана и Узбекистана.
В своей программе развития университет делает ставку на поддержку экспорта образования, включая дополнительное профессиональное образование, подстраивая и студенческие сервисы, и инфраструктуру под эти задачи. И с этим багажом будет участвовать в новой программе Министерства науки и высшего образования – программе стратегического академического лидерства.
Сегодня, как ни странно, отметил Александр Сидякин, в экспорте образования происходит активизация не столько столичных университетов, сколько региональных вузов. Об успешном опыте международного сотрудничества поделится врио ректора Омского государственного технического университета Дмитрий Маевский. Он отметил, что международная деятельность входит в одно из приоритетных направлений. омского университета и сейчас в вузе обучаются более 2000 иностранных студентов, что дает университету право быть крупнейшим университетом Сибири по количеству иностранных студентов. Одним из знаковых проектов ректор Омского университета обозначил создание совместно с вузами российско-китайского бизнес-инкубатора, что позволило наладить более тесные связи с иностранными компаниями.
В завершении дискуссии иностранные студенты поделились впечатлениями от пребывания в республике, и высказали пожелания о повышении уровня оснащенности жилых корпусов и упростить процедуры трудоустройства после завершения обучения в республике.«Спасибо за продуктивную работу! Надеюсь, экспорт образовательных услуг в среднерыночной и долгосрочной перспективе станет одной из весомых статей доходов бюджетов субъектов страны и России в целом. И, самое главное, обеспечит приток в страну талантливой молодежи»– подытожил Александр Сидякин