Новости

Состоялась защита проекта по созданию ПИШ на базе УГАТУ

Заведующий кафедрой электромеханики УГАТУ Вячеслав Вавилов презентовал проект по созданию Передовых инженерных школ в регионе на базе университета:

«Уникальная особенность инженерной школы УГАТУ „Моторы будущего“ – вовлечение обучающихся в проектную и научную деятельность в интересах реализации конкретных задач, поставленных высокотехнологичными индустриальными партнерами университета. Программа развития ПИШ УГАТУ будет реализована в партнерстве с АО „ОДК“, ПАО „ОДК-УМПО“, ФАУ „ЦИАМ им. П. И. Баранова“, ПАО „КАМАЗ“, ООО „БГК“, а также МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Образовательная деятельность нашей школы будет отличаться гибкостью и адаптивностью: для обучения будущих инженеров будет разработана и внедрена цифровая платформа, для чтения лекционных материалов будут привлечены преподаватели передовых университетов страны и мира, а также ведущие специалисты из индустрии. Обучающемуся предоставляется выбор индивидуальной образовательной траектории и опережающий ориентир для трудоустройства на предприятиях – партнерах ПИШ».


Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» о создании передовых инженерных школ и значении для предприятия:

«„КАМАЗу“ интересны конструкторы, потому что сейчас „КАМАЗ“ очень активно развивается с точки зрения модельного ряда. Мы увеличиваем типаж грузовых автомобилей, идем в более легкий сегмент – это маленькие грузовички, в класс более тяжелых грузовиков – карьерные самосвалы. Плюс мы расширяем гамму автобусов – идем в легковой сегмент, точнее даже возвращаемся. Нам банально не хватает штыков. Нам нужны инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-программисты, инженеры-логарифмисты и т. д. То есть разные специализации инженеров, которых бы хватило на все направления разработки автомобилей. Поэтому мы заинтересованы в создании таких передовых инженерных школ не только в нашем центре разработки „КАМАЗов“ в Набережных Челнах, но и в пригородах.

Сейчас крайне важно в России возродить инженерные школы и поднять на новый уровень. „КАМАЗ“ участвует в данном конкурсе сразу одновременно с четырьмя вузами – с Уфимским государственным авиационным техническим университетом, Уральским федеральным университетом, с Казанским федеральным университетом, с Московским Политехом. У каждого вуза есть свои сильные и слабые стороны, своя специализация. Мы видим, что нам интересно поработать со всеми этими вузами, потому что направления развития автомобилестроения сейчас настолько широкие: электрические автомобили, водородные, автономные, легковые, грузовые, автобусы, специальные грузовики, карьерная техника. Направлений развития в машиностроении колесном у нас очень много, и мы идем, практически приняв для себя решение, стратегию национального чемпиона. Поэтому нам нужно много инженеров разных специализаций в разных городах. Инженерные команды мы будем тоже создавать в разных городах, которые работали бы на задачи всего „КАМАЗа“.

Полностью отечественным наш автопром не будет, и к этому не нужно стремиться. Как сказали наши большие начальники, автаркия – не наш метод, и это правильно. Пример Советского Союза показал, что это приводит к технологическому и техническому отставанию. Но нам нужно доминирование, чтобы наши отечественные разработки доминировали. Безусловно, иностранные автомобили полезны, они составляют конкуренцию местным производителям, не дают им расслабляться, стимулируют подтягивать технический уровень своей продукции и т. д.
Но я думаю, что в грузовом автомобилестроении „КАМАЗ“ и так занимает ведущие позиции – порядка 45 % доли рынка за „КАМАЗом“. Я думаю, что в новых условиях мы даже и за 50 % перевалим. В легковом автомобилестроении дела не очень обстоят, в автобусах ситуация нормальная. Российские производители автобусов – не только „КАМАЗ“, но и наши российские конкуренты – себя достаточно неплохо чувствуют, там под 70 % доля рынка России. Но нельзя расслабляться, нужно улучшать продукт, развитие – это постоянная величина. Ну и главное сейчас – легковой сегмент. Легковой сегмент сейчас – это просто катастрофа в России, поэтому сейчас будет жуткий дефицит автомобилей ближайшие два-три года, пока рынок не насытится вместо ушедших брендов другими автомобилями.

Мы планируем вместе с нашими партнёрами вывести на рынок пару новых брендов – пока это секрет, надо подождать чуть-чуть. Думаю, что к концу года все будет всем понятно. Мы обязательно объявим все на официальной пресс-конференции. Сейчас это „Москвич“, „Кама“ – мы планируем вывести продукцию на российский рынок под этими брендами. Пока это будут партнерские автомобили, но в перспективе мы планируем разработать уже чисто российские».