В Уфе прошло выездное заседание Дискуссионного клуба VOSTOK «Лифт в будущее: как выявить, воспитать и привести к работодателю талантливого специалиста». Руководители ведущих российских некоммерческих организаций, представители бизнеса и органов государственной власти обсудили, какие меры уже сегодня способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и помогают талантливой молодежи реализовать свой потенциал на пути к профессиональному успеху.
Какие меры уже сегодня способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и помогают талантливой молодежи реализовать свой потенциал на пути к профессиональному успеху, а также тому, какая роль отводится некоммерческим организациям в решении вопросов, связанных с формированием социального капитала страны, обсудили руководители ведущих российских некоммерческих организаций, представители бизнеса и органов государственной власти. Участники мероприятия узнали о вариантах поддержки, способствующих развитию непрерывной карьерной траектории, методах реализации личностного потенциала на пути к профессиональному успеху, роли и возможностях НКО в решении вопросов, связанных с выявлением и развитием талантов в сфере науки и образования.
Открывая дискуссию модератор встречи, директор управляющей компании НОЦ РБ, Наталия Латыпова отметила, что Межвузовский студенческий кампус Евразийского НОЦ в Уфе – это первый кампус страны, запущенный в рамках нацпроекта «Наука и университеты», и сегодня это уже полноценно действующий центр развития науки, междисциплинарного образования и креативных индустрий Республики Башкортостан, новая точка притяжения для школьников, студентов, молодежи и гостей нашей столицы:
«Для нас большая честь принимать выездное заседание Дискуссионного клуба VOSTOK и особенно приятно, что тема заседания обозначена как «Лифт в будущее: как выявить, воспитать и привести к работодателю талантливого специалиста». Для Республики Башкортостан, как для промышленного региона, вопрос воспитания, подбора кадров для работодателей, в том числе, участников Евразийского НОЦ, является крайне важным и стратегическим. В условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и лидерства кадры, наряду с мерами государственной поддержки, играют ключевую роль в достижении поставленных Президентом Российской Федерации задач. При этом траектория, которой должен следовать молодой специалист, должна начинаться еще в школе, бесшовно проходить через подготовку в вузе и заканчиваться на предприятии. Необходимо начинать профориентацию и взаимодействие с будущими кадрами уже со школьной скамьи. В рамках Евразийского НОЦ как раз такая работа и ведется, и мы очень рады, что нашим гостям сегодня удалось представить достижения Евразийского НОЦ в области подготовки кадров, взаимодействия с индустриальными партнерами и университетами. Мы благодарим наших спикеров, которые включились в обсуждение столь важной для нашего региона повестки».
С приветственным словом к участникам выездного заседания обратилась заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, которая отметила, что квалифицированные специалисты становятся решающим фактором для устойчивого развития экономики и общества:
«Кадры решают все, и вопрос: как найти кадры, как выявить талантливого специалиста, который сделает работу предприятия эффективной? Это задача для всех — и сферы образования, и работодателей. Найти нужного человека — это не только выявить его таланты, но и правильно интегрировать в коллектив, чтобы работа приносила результат.
Важно начать с выбора профессии и создать образование, которое обеспечит плавный переход от учебного заведения к работодателю. Образование должно не просто давать знания, а готовить человека к реальной жизни, чтобы работа была источником дохода и удовольствия. Когда специалист находит свою профессию, ему легко встраиваться в нужную команду и быть вовлечённым в процесс создания чего-то значимого».
Заместитель Руководителя – Статс-секретарь Федерального агентства по делам молодёжи Денис Аширов в своем видео-приветствии обозначил ключевые задачи молодежной политики и подчеркнул, что в условиях глобальных изменений и технологических вызовов главной задачей становится подготовка востребованных специалистов, способных адаптироваться к переменам и продвигать инновации:
«Одна из важнейших задач — подготовить молодежь к реальному рынку труда, воспитать сильные востребованные кадры, способные адаптироваться к изменениям и внедрять инновации. Молодежная политика формируется не в рамках одной отрасли, а по возрастному принципу, требующему координации между федеральными органами, ведомствами и образовательными учреждениями. Работа с молодежью невозможна в одиночку, ведь молодежная политика формируется не по отраслевому, а по возрастному принципу, в тесном межведомственном взаимодействии с другими федеральными органами власти, ведомствами и образовательными организациями.
Денис Аширов также выделил значимость системного подхода, который уже приносит реальные результаты: «Системная, консолидированная работа правительства Российской Федерации позволила нам достигнуть рекордно низкого уровня безработицы, такие результаты стали возможны благодаря долгосрочным программам содействия занятости до 2030 года».
Вице-президент Российской академии науки, академик РАН Степан Калмыков, отвечая на вопрос, на что ориентирована современная научная молодежь и каковы ее приоритеты, затронул ключевые вопросы, которые сегодня определяют научную деятельность молодых исследователей.
Вице-президент РАН отметил, что современная научная молодежь стремится к высокому уровню исследований и нацелена на то, чтобы их работы соответствовали мировым стандартам. Молодые ученые ориентированы не только на теоретическую ценность результатов, но и на их практическую значимость:
«Им важно, чтобы их работы были на уровне мировой науки. Будь то глубокие фундаментальные исследования или конкретные результаты, они хотят, чтобы их публикации и конференции, в которых они участвуют, были конкурентоспособны в международном сообществе. Также для них очень важна практическая значимость результатов. Приходя в лаборатории, чтобы делать курсовые, дипломные и диссертационные работы, они задают вопрос: "А кому это нужно?" Они хотят, чтобы их работа имела перспективу — в виде новой технологии, лекарства или фундаментального открытия, раскрывающего законы природы».
Академик также подчеркнул важность междисциплинарного подхода и широты научного кругозора для успеха в современной науке, призвав молодых ученых «широко смотреть на мир»:
«Сегодня ни одно научное открытие, ни одна технологическая новинка невозможны без междисциплинарного подхода. Если вы, например, разрабатываете лекарство, вам нужно знать основы химии, аналитической химии, медицины и фармацевтики. А если добавить сюда элементы ядерной физики, инженерных наук и других дисциплин, то лишние знания точно не будут лишними. Каждое открытие и каждая новая технология создаются сейчас на стыке разных наук».
Кроме того, Степан Калмыков отметил, что наука — это одна из самых творческих сфер, и для ученого важно понимать, как его работа влияет на окружающий мир: «Наука — это самое творческое занятие, какое только можно придумать. Она расширяет наши представления об окружающем мире и помогает человечеству решать глобальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся».
Как сегодня Президентская платформа «Россия – страна возможностей» работает с новыми задачами, определенными государством, в том числе в рамках новых нацпроектов, рассказал Первый заместитель генерального директора Президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов:
«В этом году в послании Федеральному Собранию Президент России и Председатель Наблюдательного совета платформы «Россия – страна возможностей» Владимир Путин предложил консолидировать позитивный опыт в сфере молодежной политики и запустить новый национальный проект «Молодёжь и дети». Сообщество платформы «Россия – страна возможностей» не только полностью соответствует этому нацпроекту, мы уже более 6 лет создаем условия для саморазвития молодежи независимо от места жительства, возраста, пола и других категорий. 2/3 наших проектов предназначены для школьников, студентов и молодых специалистов. Наши участники получили десятки самых разных возможностей для развития, таких как: поступление в престижный вуз, стажировка и трудоустройство в ведущих компаниях России, образовательный грант, возможность реализовать свой проект, поработать с наставником из числа ведущих управленцев страны, отправиться в путешествие по России или создать свою команду единомышленников и многие другие».
Первый заместитель Министра образования и науки Республики Башкортостан Светлана Антипина поделиласьопытом сотрудничества с образовательными организациями региона и рассказала о лучших республиканских практиках взаимодействия с индустриальными партнерами:
«Искренне хочется верить, что благодаря программам поддержки кадровой политики мы унифицируем подготовку бесшовного перехода молодого специалиста: ребенок начнет обучаться в школе в рамках федеральной государственной программы, углубленно изучая предмет, затем в старших классах присоединятся колледжи и вузы. И необходимо подключать предприятия. В системе образования ничего не может быть хаотичным, нужно все структурировать - должна получится красивая молекула воды. Только тогда будет результат. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству».
Генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков сообщил в своем выступлении, что Центр знаний «Машук» сегодня – это в широком смысле площадка для взаимодействия Министерства просвещения РФ, Минобрнауки России, Росмолодежи, Российского общества «Знание», государственных институтов развития и корпоративных университетов. Эксперт рассказал, как подготовить современного выпускника: колледжа, вуза – к рынку труда, где уже сегодня развернулась нешуточная борьба за лучшие кадры среди HR-подразделений корпораций страны, и как помочь ему найти компанию своей мечты:
«Сегодня готовить выпускника нужно не только как профессионала по той специальности, которая указана у него в дипломе. Рынок труда и потенциальные работодатели ждут, что после у потенциального соискателя, кроме профессии, в арсенале есть и другие компетенции. Особенно внимательно работодатели смотрят на проектные и коммуникативные компетенции, умение работать с данными и знание основ информационных технологий, адаптивность и обучаемость, стрессоустойчивость, креативность и целеустремленность. Мы уверены, что каждую из этих способностей можно развивать, но, к сожалению, не каждая организация профессионального или высшего образования развивает у себя технологии, способные подготовить выпускника под реальные запросы рынка труда. Многие молодые специалисты, даже имея подобные компетенции, не могут их правильно сформулировать при составлении резюме. Поэтому постоянная настройка образовательных организаций с потенциальными работодателями и тенденциями рынка труда, куда каждый год отправляют своих выпускников, просто необходима».
Президент Благотворительного фонда «Система», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, Лариса Пастухова отметила в своем выступлении ряд проектов, которые реализует фонд «Система»: «Лифт в будущее», «Первая стажировка», «Первое рабочее место», которые позволяют выстраивать неразрывную связь «школа-вуз-работодатель», используя эффективные инструменты сопровождения молодых талантов от школьной скамьи – к первому рабочему месту. Отвечая на вопрос, какие меры способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и как «не потерять» на этом пути мотивированных ребят и привести его к работодателю, который его ждет, Лариса Пастухова сообщила:
«По данным исследования Благотворительного фонда «Система», 66% молодых людей впервые задумались о профессии, которую в итоге выбрали для профессионального образования, еще в школе, причем четверть молодых людей совершила выбор до перехода в старшие классы. Это дает понимание, что карьерная траектория молодого человека начинается задолго до поступления в вузы и колледжи – профориентация молодеет, и сегодня это понимают крупные работодатели. Совместно с индустриальными партнерами и образовательными организациями Фонд формирует портфель проектов, направленных на работу с молодежью разных возрастов – школьниками, студентами и выпускниками, молодыми учеными и специалистами, чтобы сделать путь в профессию максимально «бесшовным», а работу по развитию человеческого капитала – максимально эффективной».
Ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин сообщил о мерах поддержки и инициативах, способствующих творческому и профессиональному развитию молодых сотрудников, широко представленные в университете:
«В первую очередь, это финансовая поддержка, реализованная в вузе, такая как выплаты за публикации в международных изданиях и стимулирование профессорско-преподавательского состава, занимающегося подготовкой диссертаций. Также это большой объем мероприятий университета, связанных с реализацией лидерских проектов, у нас ежегодно поддерживается несколько сотен проектов, в этом году на эти цели выделено около 30 миллионов рублей.
Во многих университетах, и в УГНТУ в том числе, есть меры поддержки профессоров-наставников, профессоров-исследователей, профессоров-практиков, международных профессоров. Помимо этого, у нас есть категории «цифровой профессор», «цифровой доцент» – это преподаватели, которые активно применяют современные технологии в своей деятельности. Им также полагаются стимулирующие выплаты. Существует у нас и система поддержки творческих инициатив преподавателей в создании онлайн-курсов. Важно отметить, что мы понимаем необходимость не только финансовой мотивации, но и развития в целом, что реализуется через организацию образовательных модулей. Регулярно у нас реализуются различные внутренние образовательные проекты, такие как Молодежная школа кадрового резерва, школа РОП (руководителей образовательных программ). Таким образом, мы в Уфимском государственном нефтяном техническом университете стараемся подходить к вопросу творческого и профессионального развития сотрудников комплексно, учитывая, как финансовые аспекты, так и организацию обучающих мероприятий».
Генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров в своем выступлении затронул важность синхронизации кадровых и образовательных процессов в рамках национальных проектов:
«Мы работаем по всем национальным проектам России, и практически в каждом из них есть трек, связанный с кадрами. Отдельный кейс - Десятилетие науки и технологий, одной из задач которого является формирование образа молодого ученого - в том числе для вовлечения молодежи в науку.
Согласно данным социологических исследований, в топ-10 узнаваемых ученых вошли три молодых - Алексей Федоров, Максим Никитин и Никита Башнин. Это результат многогранной коммуникационной работы, которую мы вместе с партнерами ведем еще с начала Года науки и технологий».
Особое внимание Глеб Федоров уделил необходимости комплексного подхода к коммуникации, который помогает развивать различные профессии:
«Наша коммуникация должна помогать каждому развиваться по-своему, при этом профессия не должна мешать другой. Это общая рамка, что касается инструментов, которые мы используем для работы с целевыми аудиториями всех национальных проектов. Наша задача — работать со всеми ведомствами и регионами, используя все доступные медийные и маркетинговые инструменты».
Также спикер отметил, что важно, чтобы профессии дополняли друг друга, а не конкурировали, давая возможность детям и родителям самим выбирать путь:
«Мы стремимся к тому, чтобы в нашей коммуникации кадровые вопросы не мешали друг другу, занимаясь таким сложным продюсированием, чтобы профессии дополняли друг друга. Ведь ребенок и родители должны следовать не авторитарному мнению, а делать свой выбор на основе легких касаний с информацией».
Исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П. Л. Капицы Андрей Богданов поделился опытом деятельности Фонда развития Физтех-школ, который масштабирует на всю страну лучшие образовательные практики по техническим и естественно-научным направлениям благодаря проекту «Наука в регионы», а также о том, каких успехов уже удалось достичь:
«Фонд развития Физтех-школ на протяжении 15 лет активно работает над трансляцией лучших образовательных практик Московского физико-технического института и Физтех-лицея имени П. Л. Капицы. Наша миссия - подготовить будущих высокотехнологических лидеров, которые сделают Россию страной, где хочется жить, развиваться и растить детей. В программах Фонда участвуют более 70 000 школьников, студентов, руководителей образовательных организаций, педагогов из 71 региона России. В Фонде реализуется более 20 программ, нацеленных на подготовку будущих технологических кадров. В частности, проект "Наука в регионы", который в этом году получил федеральную поддержку, позволяет нам внедрять передовые методики обучения в школах по всей стране при создании профильных классов физмат и иных технологических направлений».
Завершая дискуссию программный директор Дискуссионного клуба VOSTOK, Генеральный директор Фонда «Природа и люди» Сергей Рыбаков подвел итоги выездного заседания и поделился планами клуба по теме молодежной политики на ближайшую перспективу и предстоящий 2025 год:
«Молодежную политику в России сегодня адаптируют под нужды экономики – запрос на ее корректировку продиктован потребностями на рынке труда. Задача новых нацпроектов России – подготовить молодые кадры, востребованные рынком. Правительство РФ планирует ежегодно формировать пятилетний прогноз потребности в кадрах как на уровне всей экономики, так и в разрезе отдельных регионов, отраслей и профессий. На основе этих данных будут приниматься управленческие решения. Координация и поддержка этой работы со стороны государства повысит эффективность усилий компаний по подготовке будущих кадров для национальной экономики.
При этом бизнес также осуществляет поиск и развитие не только талантливой молодёжи, но и потенциальных будущих профессиональных, лояльных сотрудников, которые обеспечат организации долгосрочное, успешное и устойчивое развитие. Важно продолжать развивать сотрудничество в рамках международных студенческих обменов. Данной тематике уделили особое внимание в рамках подготовки Казанской декларации стран БРИКС. Убежден данный трек останется одним из ключевых в рамках председательства Бразилии в БРИКС в 2025 году. ООН уделяет особое внимание работе с молодежью, ведь именно им предстоит реализовывать цели организации на период после 2030 года».
Какие меры уже сегодня способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и помогают талантливой молодежи реализовать свой потенциал на пути к профессиональному успеху, а также тому, какая роль отводится некоммерческим организациям в решении вопросов, связанных с формированием социального капитала страны, обсудили руководители ведущих российских некоммерческих организаций, представители бизнеса и органов государственной власти. Участники мероприятия узнали о вариантах поддержки, способствующих развитию непрерывной карьерной траектории, методах реализации личностного потенциала на пути к профессиональному успеху, роли и возможностях НКО в решении вопросов, связанных с выявлением и развитием талантов в сфере науки и образования.
Открывая дискуссию модератор встречи, директор управляющей компании НОЦ РБ, Наталия Латыпова отметила, что Межвузовский студенческий кампус Евразийского НОЦ в Уфе – это первый кампус страны, запущенный в рамках нацпроекта «Наука и университеты», и сегодня это уже полноценно действующий центр развития науки, междисциплинарного образования и креативных индустрий Республики Башкортостан, новая точка притяжения для школьников, студентов, молодежи и гостей нашей столицы:
«Для нас большая честь принимать выездное заседание Дискуссионного клуба VOSTOK и особенно приятно, что тема заседания обозначена как «Лифт в будущее: как выявить, воспитать и привести к работодателю талантливого специалиста». Для Республики Башкортостан, как для промышленного региона, вопрос воспитания, подбора кадров для работодателей, в том числе, участников Евразийского НОЦ, является крайне важным и стратегическим. В условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и лидерства кадры, наряду с мерами государственной поддержки, играют ключевую роль в достижении поставленных Президентом Российской Федерации задач. При этом траектория, которой должен следовать молодой специалист, должна начинаться еще в школе, бесшовно проходить через подготовку в вузе и заканчиваться на предприятии. Необходимо начинать профориентацию и взаимодействие с будущими кадрами уже со школьной скамьи. В рамках Евразийского НОЦ как раз такая работа и ведется, и мы очень рады, что нашим гостям сегодня удалось представить достижения Евразийского НОЦ в области подготовки кадров, взаимодействия с индустриальными партнерами и университетами. Мы благодарим наших спикеров, которые включились в обсуждение столь важной для нашего региона повестки».
С приветственным словом к участникам выездного заседания обратилась заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, которая отметила, что квалифицированные специалисты становятся решающим фактором для устойчивого развития экономики и общества:
«Кадры решают все, и вопрос: как найти кадры, как выявить талантливого специалиста, который сделает работу предприятия эффективной? Это задача для всех — и сферы образования, и работодателей. Найти нужного человека — это не только выявить его таланты, но и правильно интегрировать в коллектив, чтобы работа приносила результат.
Важно начать с выбора профессии и создать образование, которое обеспечит плавный переход от учебного заведения к работодателю. Образование должно не просто давать знания, а готовить человека к реальной жизни, чтобы работа была источником дохода и удовольствия. Когда специалист находит свою профессию, ему легко встраиваться в нужную команду и быть вовлечённым в процесс создания чего-то значимого».
Заместитель Руководителя – Статс-секретарь Федерального агентства по делам молодёжи Денис Аширов в своем видео-приветствии обозначил ключевые задачи молодежной политики и подчеркнул, что в условиях глобальных изменений и технологических вызовов главной задачей становится подготовка востребованных специалистов, способных адаптироваться к переменам и продвигать инновации:
«Одна из важнейших задач — подготовить молодежь к реальному рынку труда, воспитать сильные востребованные кадры, способные адаптироваться к изменениям и внедрять инновации. Молодежная политика формируется не в рамках одной отрасли, а по возрастному принципу, требующему координации между федеральными органами, ведомствами и образовательными учреждениями. Работа с молодежью невозможна в одиночку, ведь молодежная политика формируется не по отраслевому, а по возрастному принципу, в тесном межведомственном взаимодействии с другими федеральными органами власти, ведомствами и образовательными организациями.
Денис Аширов также выделил значимость системного подхода, который уже приносит реальные результаты: «Системная, консолидированная работа правительства Российской Федерации позволила нам достигнуть рекордно низкого уровня безработицы, такие результаты стали возможны благодаря долгосрочным программам содействия занятости до 2030 года».
Вице-президент Российской академии науки, академик РАН Степан Калмыков, отвечая на вопрос, на что ориентирована современная научная молодежь и каковы ее приоритеты, затронул ключевые вопросы, которые сегодня определяют научную деятельность молодых исследователей.
Вице-президент РАН отметил, что современная научная молодежь стремится к высокому уровню исследований и нацелена на то, чтобы их работы соответствовали мировым стандартам. Молодые ученые ориентированы не только на теоретическую ценность результатов, но и на их практическую значимость:
«Им важно, чтобы их работы были на уровне мировой науки. Будь то глубокие фундаментальные исследования или конкретные результаты, они хотят, чтобы их публикации и конференции, в которых они участвуют, были конкурентоспособны в международном сообществе. Также для них очень важна практическая значимость результатов. Приходя в лаборатории, чтобы делать курсовые, дипломные и диссертационные работы, они задают вопрос: "А кому это нужно?" Они хотят, чтобы их работа имела перспективу — в виде новой технологии, лекарства или фундаментального открытия, раскрывающего законы природы».
Академик также подчеркнул важность междисциплинарного подхода и широты научного кругозора для успеха в современной науке, призвав молодых ученых «широко смотреть на мир»:
«Сегодня ни одно научное открытие, ни одна технологическая новинка невозможны без междисциплинарного подхода. Если вы, например, разрабатываете лекарство, вам нужно знать основы химии, аналитической химии, медицины и фармацевтики. А если добавить сюда элементы ядерной физики, инженерных наук и других дисциплин, то лишние знания точно не будут лишними. Каждое открытие и каждая новая технология создаются сейчас на стыке разных наук».
Кроме того, Степан Калмыков отметил, что наука — это одна из самых творческих сфер, и для ученого важно понимать, как его работа влияет на окружающий мир: «Наука — это самое творческое занятие, какое только можно придумать. Она расширяет наши представления об окружающем мире и помогает человечеству решать глобальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся».
Как сегодня Президентская платформа «Россия – страна возможностей» работает с новыми задачами, определенными государством, в том числе в рамках новых нацпроектов, рассказал Первый заместитель генерального директора Президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов:
«В этом году в послании Федеральному Собранию Президент России и Председатель Наблюдательного совета платформы «Россия – страна возможностей» Владимир Путин предложил консолидировать позитивный опыт в сфере молодежной политики и запустить новый национальный проект «Молодёжь и дети». Сообщество платформы «Россия – страна возможностей» не только полностью соответствует этому нацпроекту, мы уже более 6 лет создаем условия для саморазвития молодежи независимо от места жительства, возраста, пола и других категорий. 2/3 наших проектов предназначены для школьников, студентов и молодых специалистов. Наши участники получили десятки самых разных возможностей для развития, таких как: поступление в престижный вуз, стажировка и трудоустройство в ведущих компаниях России, образовательный грант, возможность реализовать свой проект, поработать с наставником из числа ведущих управленцев страны, отправиться в путешествие по России или создать свою команду единомышленников и многие другие».
Первый заместитель Министра образования и науки Республики Башкортостан Светлана Антипина поделиласьопытом сотрудничества с образовательными организациями региона и рассказала о лучших республиканских практиках взаимодействия с индустриальными партнерами:
«Искренне хочется верить, что благодаря программам поддержки кадровой политики мы унифицируем подготовку бесшовного перехода молодого специалиста: ребенок начнет обучаться в школе в рамках федеральной государственной программы, углубленно изучая предмет, затем в старших классах присоединятся колледжи и вузы. И необходимо подключать предприятия. В системе образования ничего не может быть хаотичным, нужно все структурировать - должна получится красивая молекула воды. Только тогда будет результат. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству».
Генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков сообщил в своем выступлении, что Центр знаний «Машук» сегодня – это в широком смысле площадка для взаимодействия Министерства просвещения РФ, Минобрнауки России, Росмолодежи, Российского общества «Знание», государственных институтов развития и корпоративных университетов. Эксперт рассказал, как подготовить современного выпускника: колледжа, вуза – к рынку труда, где уже сегодня развернулась нешуточная борьба за лучшие кадры среди HR-подразделений корпораций страны, и как помочь ему найти компанию своей мечты:
«Сегодня готовить выпускника нужно не только как профессионала по той специальности, которая указана у него в дипломе. Рынок труда и потенциальные работодатели ждут, что после у потенциального соискателя, кроме профессии, в арсенале есть и другие компетенции. Особенно внимательно работодатели смотрят на проектные и коммуникативные компетенции, умение работать с данными и знание основ информационных технологий, адаптивность и обучаемость, стрессоустойчивость, креативность и целеустремленность. Мы уверены, что каждую из этих способностей можно развивать, но, к сожалению, не каждая организация профессионального или высшего образования развивает у себя технологии, способные подготовить выпускника под реальные запросы рынка труда. Многие молодые специалисты, даже имея подобные компетенции, не могут их правильно сформулировать при составлении резюме. Поэтому постоянная настройка образовательных организаций с потенциальными работодателями и тенденциями рынка труда, куда каждый год отправляют своих выпускников, просто необходима».
Президент Благотворительного фонда «Система», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, Лариса Пастухова отметила в своем выступлении ряд проектов, которые реализует фонд «Система»: «Лифт в будущее», «Первая стажировка», «Первое рабочее место», которые позволяют выстраивать неразрывную связь «школа-вуз-работодатель», используя эффективные инструменты сопровождения молодых талантов от школьной скамьи – к первому рабочему месту. Отвечая на вопрос, какие меры способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и как «не потерять» на этом пути мотивированных ребят и привести его к работодателю, который его ждет, Лариса Пастухова сообщила:
«По данным исследования Благотворительного фонда «Система», 66% молодых людей впервые задумались о профессии, которую в итоге выбрали для профессионального образования, еще в школе, причем четверть молодых людей совершила выбор до перехода в старшие классы. Это дает понимание, что карьерная траектория молодого человека начинается задолго до поступления в вузы и колледжи – профориентация молодеет, и сегодня это понимают крупные работодатели. Совместно с индустриальными партнерами и образовательными организациями Фонд формирует портфель проектов, направленных на работу с молодежью разных возрастов – школьниками, студентами и выпускниками, молодыми учеными и специалистами, чтобы сделать путь в профессию максимально «бесшовным», а работу по развитию человеческого капитала – максимально эффективной».
Ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин сообщил о мерах поддержки и инициативах, способствующих творческому и профессиональному развитию молодых сотрудников, широко представленные в университете:
«В первую очередь, это финансовая поддержка, реализованная в вузе, такая как выплаты за публикации в международных изданиях и стимулирование профессорско-преподавательского состава, занимающегося подготовкой диссертаций. Также это большой объем мероприятий университета, связанных с реализацией лидерских проектов, у нас ежегодно поддерживается несколько сотен проектов, в этом году на эти цели выделено около 30 миллионов рублей.
Во многих университетах, и в УГНТУ в том числе, есть меры поддержки профессоров-наставников, профессоров-исследователей, профессоров-практиков, международных профессоров. Помимо этого, у нас есть категории «цифровой профессор», «цифровой доцент» – это преподаватели, которые активно применяют современные технологии в своей деятельности. Им также полагаются стимулирующие выплаты. Существует у нас и система поддержки творческих инициатив преподавателей в создании онлайн-курсов. Важно отметить, что мы понимаем необходимость не только финансовой мотивации, но и развития в целом, что реализуется через организацию образовательных модулей. Регулярно у нас реализуются различные внутренние образовательные проекты, такие как Молодежная школа кадрового резерва, школа РОП (руководителей образовательных программ). Таким образом, мы в Уфимском государственном нефтяном техническом университете стараемся подходить к вопросу творческого и профессионального развития сотрудников комплексно, учитывая, как финансовые аспекты, так и организацию обучающих мероприятий».
Генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров в своем выступлении затронул важность синхронизации кадровых и образовательных процессов в рамках национальных проектов:
«Мы работаем по всем национальным проектам России, и практически в каждом из них есть трек, связанный с кадрами. Отдельный кейс - Десятилетие науки и технологий, одной из задач которого является формирование образа молодого ученого - в том числе для вовлечения молодежи в науку.
Согласно данным социологических исследований, в топ-10 узнаваемых ученых вошли три молодых - Алексей Федоров, Максим Никитин и Никита Башнин. Это результат многогранной коммуникационной работы, которую мы вместе с партнерами ведем еще с начала Года науки и технологий».
Особое внимание Глеб Федоров уделил необходимости комплексного подхода к коммуникации, который помогает развивать различные профессии:
«Наша коммуникация должна помогать каждому развиваться по-своему, при этом профессия не должна мешать другой. Это общая рамка, что касается инструментов, которые мы используем для работы с целевыми аудиториями всех национальных проектов. Наша задача — работать со всеми ведомствами и регионами, используя все доступные медийные и маркетинговые инструменты».
Также спикер отметил, что важно, чтобы профессии дополняли друг друга, а не конкурировали, давая возможность детям и родителям самим выбирать путь:
«Мы стремимся к тому, чтобы в нашей коммуникации кадровые вопросы не мешали друг другу, занимаясь таким сложным продюсированием, чтобы профессии дополняли друг друга. Ведь ребенок и родители должны следовать не авторитарному мнению, а делать свой выбор на основе легких касаний с информацией».
Исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П. Л. Капицы Андрей Богданов поделился опытом деятельности Фонда развития Физтех-школ, который масштабирует на всю страну лучшие образовательные практики по техническим и естественно-научным направлениям благодаря проекту «Наука в регионы», а также о том, каких успехов уже удалось достичь:
«Фонд развития Физтех-школ на протяжении 15 лет активно работает над трансляцией лучших образовательных практик Московского физико-технического института и Физтех-лицея имени П. Л. Капицы. Наша миссия - подготовить будущих высокотехнологических лидеров, которые сделают Россию страной, где хочется жить, развиваться и растить детей. В программах Фонда участвуют более 70 000 школьников, студентов, руководителей образовательных организаций, педагогов из 71 региона России. В Фонде реализуется более 20 программ, нацеленных на подготовку будущих технологических кадров. В частности, проект "Наука в регионы", который в этом году получил федеральную поддержку, позволяет нам внедрять передовые методики обучения в школах по всей стране при создании профильных классов физмат и иных технологических направлений».
Завершая дискуссию программный директор Дискуссионного клуба VOSTOK, Генеральный директор Фонда «Природа и люди» Сергей Рыбаков подвел итоги выездного заседания и поделился планами клуба по теме молодежной политики на ближайшую перспективу и предстоящий 2025 год:
«Молодежную политику в России сегодня адаптируют под нужды экономики – запрос на ее корректировку продиктован потребностями на рынке труда. Задача новых нацпроектов России – подготовить молодые кадры, востребованные рынком. Правительство РФ планирует ежегодно формировать пятилетний прогноз потребности в кадрах как на уровне всей экономики, так и в разрезе отдельных регионов, отраслей и профессий. На основе этих данных будут приниматься управленческие решения. Координация и поддержка этой работы со стороны государства повысит эффективность усилий компаний по подготовке будущих кадров для национальной экономики.
При этом бизнес также осуществляет поиск и развитие не только талантливой молодёжи, но и потенциальных будущих профессиональных, лояльных сотрудников, которые обеспечат организации долгосрочное, успешное и устойчивое развитие. Важно продолжать развивать сотрудничество в рамках международных студенческих обменов. Данной тематике уделили особое внимание в рамках подготовки Казанской декларации стран БРИКС. Убежден данный трек останется одним из ключевых в рамках председательства Бразилии в БРИКС в 2025 году. ООН уделяет особое внимание работе с молодежью, ведь именно им предстоит реализовывать цели организации на период после 2030 года».