— Безусловно, главные и самые интересные экспонаты музея - это точные копии рисунков пещеры. Они выполнены французскими художниками. Теми же людьми, которые участвовали в создании реплики знаменитой пещеры Шове. По большому счету, до появления музея "Шульган-Таш" у туристов с 1961 года не было возможности законно посмотреть на древнюю живопись пещеры. Теперь она появилась. Каждый посетитель сможет, не ограничиваясь во времени, в безопасных и комфортных условиях созерцать работы древних художников, — рассказал «Башинформу» замдиректора музея Николай Григорьев.Для создания факсимиле были отобраны самые яркие коллекции рисунков древних художников. Так, в экспозиции центральное место заняли точные копии панно «Лошади и знаки» Зала Хаоса, «Восточное» и «Западное панно» Зала Рисунков. Панно не просто вмонтированы в экспозиционное пространство, а стали своеобразным полотном, заигравшим по-своему.
– Со светом долго работали, многократно перестраивали. Основная задача – не переборщить, чтобы не было светло, как днем. Должно было остаться ощущение как от нахождения в пещере: полумрак и тени, которые бы подчеркивали объем, и одновременно давали бы понятие о рисунках. Когда света много, пропадает таинственность, появляется ощущение искусственности.- Самое яркое пятно зала «Наскальное искусство» – это «Лошадь и знаки» с верблюдом, панно с максимально четкими рисунками. Здесь задача была одна – подсветить. Он встречает гостей при входе в зал и производит мощный вау-эффект. Мы освоили только инсталляцию – полигональную фигуру, в которую вписано панно. На плоскости этого многоугольника, а также на полигонали, в которое встроено панно «Западное», проецируем кинохронику советских времен, где рассказывается история изучения пещеры, – пояснил специалист компании, ответственной за создание экспозиции музея.
- В разделе экспозиции, посвященном археологии, мы очень точно реконструировали участок зала Знаков, где в 1980-е годы проводили раскопки ленинградские археологи под руководством Вячеслава Щелинского, - продолжает Николай Григорьев. - Сначала была воссоздана трехмерная модель раскопа по состоянию на 1984 год. В этой работе нам очень помогли сотрудники Центра палеоискусства Института археологии РАН, которые предоставили полевые чертежи и фотографии тех времен. Рядом с раскопом есть диорама с реалистичными манекенами древних людей, совершающих обряд инициации. Костюмы, одетые на манекены, сшиты жилами северного оленя из сыромятных шкур, закопчены в яранге в дыму карликовой березы, северной ивы и пропитаны жиром нерпы. Творческую реконструкцию костюмов выполнила жительница села Сёяха Ямало-Ненецкого автономного округа Нелля Мотышева. При реконструкции она использовала публикации о раскопках на археологической стоянке Сунгирь во Владимирской области. Нелля Нядмовна отмечала, что одежда древних людей была очень похожа на костюмы ее ненецких предков.Черепа и кости древних животных
- Подарок нам сделала сама природа – весенний паводок смыл берег и обнажил череп с рогами. На него и наткнулся наш будущий археолог, любознательный Ильдан и его брат Фидан. О находке братьев Хизбуллиных нам сообщил наш друг Рафик Хафизов. По его приглашению с рабочей поездкой вместе с археологами Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» Тимуром Амекачевым и Раяном Ахмедьяновым посетили местность, где специалисты осмотрели артефакты», – говорит Данир Гайнуллин.Еще один череп первобытного быка – тура с рогами передал в дар музею уфимский предприниматель с зианчуринскими корнями Фаиль Усманов. Останки им были найдены в реке Белой ближе к городу Бирску во время погружения с водолазным снаряжением.
— Эта игра показывает, почему нужно быть осторожными в пещере, почему нельзя заносить и оставлять там свои вещи и остатки еды, что значит экология. Мы предлагаем завести в пещеру вандалов, которые в итоге оставят там свои автографы — граффити и повредят древнюю живопись. А если занести Грязнулю, в пещеру попадут и бактерии. Ведь в микромире Шульган-Таш на протяжении десятков тысяч лет сохраняется свой особый микроклимат, который очень чувствителен к пришельцам — бактериям извне. В Башкортостане есть такой печальный опыт — в одной из пещер, известных своей красотой и протяженностью, после наплыва туристов бурно размножились бактерии и плесень. Надо помнить, что пещера — это закрытая система, агрессивные организмы извне пожирают в пещере всё и даже вредят рисункам, — подытожил Тимур Сабитов.Фильм по эпосу «Урал-батыр»
«Экспозиция музейного комплекса «Шульган-Таш» выполнена совершенно современными методами, но она рассказывает об истории многотысячелетней давности. И здесь вы можете задействовать абсолютно все свои органы чувств, не только зрения, слуха, осязания, но даже обоняния, если вас пропустят в лабораторию. Здесь удачное соединение традиции и суперсовременных технологий. События, произошедшие 26-17 тысяч лет назад, в период появления рисунков в пещере Шульган-Таш, представить себе сложно. Но здесь все сделано для того, чтобы помочь человеку осознать, частью какого глобального мира он является и что было задолго до нас с вами», - говорит главный архитектор музея-заповедника «Царское село», член Совета Национального комитета ИКОМОС России Мария Рядова.Музейный комплекс «Шульган-Таш» еще только начинает свою работу. Экспозиция будет постоянно развиваться и дополняться. Будет налажена фондовая работа. Например, там, где сегодня в витринах лежат реплики археологических предметов, со временем появятся оригиналы.